​​Интервью автора грантового проекта «СкульптурNO!»

Арина Чубарь рассказывает о том, как возникла идея воссоздать утраченные скульптуры Мурманска

XV грантовый конкурс проводится Благотворительным фондом «Доброта Севера» при поддержке компании «Северсталь», компаний-партнеров: «Силовые машины», «Лента», «Скандинавия», «Свеза», FUN&SUN, а также при участии проектной команды и экспертной поддержке «Мобиус Технологии» и «Северсталь-инфоком»

В этом интервью руководитель проекта «СкульптурNO!» Арина Чубарь рассказывает о том, как возникла идея воссоздать утраченные скульптуры Мурманска, какие цели преследует проект и как он поможет сохранить культурное наследие города.

Арина Чубарь — автор и руководитель проекта

«СкульптурNO!» — это не только возвращение утраченных «гипсовых» фигур в уменьшенном формате, но и попытка вдохнуть новую жизнь в культурное пространство Мурманска, объединив прошлое и современность, пространство города и художественный музей.

Подпишитесь на ВК-сообщество проекта: vk.com/sculpturnomurman

Расскажите, как возникла идея проекта «СкульптурNO!»? Что вдохновило на воссоздание утраченных гипсовых скульптур Мурманска?

Ещё когда я во время архитектурных прогулок по улицам города показывала архивные фотографии некогда украшавших центр «гипсовых» скульптур, я заметила живой эмоциональный отклик от экскурсантов. И я знала людей, которые уже были погружены в данную тему. Дмитрий Анатольевич Ермолаев, начальник отдела научного использования и публикации архивных документов Государственного архива МО, автор статей серии «Неизвестные монументы забытого Мурманска» публиковался в газете, а семья краеведов Бобровых делилась своими расследованиями в социальной сети ВКонтакте – в группе «Тайная Карта Мурманска».

Суждено мне было на одной из музейных «НЕ лекций», посвященных скульптурному облику Мурманска, случайно встретить и студентку Марию Манторову, которая разбиралась в этом вопросе под чутким руководством Павла Анатольевича Чунина. Мне захотелось шагнуть чуть дальше, чем каждый из названных мной исследователей, выйти в этой теме на новый практический уровень: собрать это во что-то единое осязаемое и сформированное в объемах и в реальности. Одновременно связав городское пространство с музеем, расширив его границы.

У проекта есть перспективы. В будущем можно было бы воспроизвести отдельные объекты в натуральную величину и расположить их рядом с важными общественными пространствами, такими как сквер у роддома города или перинатального центра, например, как в случае со скульптурой «Материнство».

Какие цели стоят перед проектом? Как он поможет сохранить культурное наследие города?

Проект ориентирован на то, чтобы пробудить интерес к теме скульптурного облика Мурманска у местных, в том числе у молодежи – будущих специалистов сферы туризма в особенности. Мы тем самым прививаем художественный вкус и воссоздаём образ города с 30-х годов прошлого столетия. У Мурманска, очевидно, нет за плечами такого богатого монументального наследия, как у других крупных городов России, нет садово-парковых скульптур и обилия иконографических образов, однако есть отлитые из металла статуи Ленина, Кирова и других политических и исторических деятелей. В городе теперь много муралов, паблик-арта, арт-объектов – по большей степени плоскостных, а не объемных. И в образовательных учреждениях Мурманска никто скульптурой почти не занимается.

Люди перестали «мыслить скульптурно», ведь это очень сложно.

Почему для реализации проекта выбрали именно 10 скульптур? Какие критерии были при отборе?

Вообще скульптур, конечно, больше, но мы выбрали те, что располагались рядом с главным зданием художественного музея – одним из первых каменных зданий и точкой притяжения города. Каждая выбранная скульптура изображает человека прежде всего и таит в себе какую-то историю.

Подробнее о проекте: museums.severstal.com/project/skulpturno-2024

Например, у мурманского вокзала разместился памятник «Слава пионерам космоса» (прим. его воздвигли, когда Союз вывел на орбиту первый спутник). Немало гипсоцементных статуй было и в сквере на улице Ленинградской и около Дома культуры С.М.Кирова, около стадиона. В этих местах, приближенных к центру города, скрывается действительно широкое поле тем для исследователя – от вневременных образов материнства и беззаботного детства до пропаганды здорового образа жизни, юности и силы духа. Если бы мы выбирали анималистику, арктических животных, мы бы наверняка не смогли много рассказать про сам город, страну, время.

Человека всегда интересует первым делом сам человек.

Проект стал победителем грантового конкурса программы «Музеи Русского Севера». Как это повлияло на его развитие? Был бы он реализован без гранта?

Все возможности открылись только благодаря победе в грантовом конкурсе. Моделирование, 3D-печать, расходные материалы, сайт – это довольно дорогое удовольствие. Особенно цена кусается у 3D-моделирования. Найти специалиста, который умеет воссоздать человеческое тело в правильных пропорциях без наличия фотографий с каждого ракурса, очень непросто. Нам повезло, мы повстречали скульпторов из Академии художеств, владеющих работой в 3Д-программах. Если бы ни грантовый конкурс, маловероятно, что проект был бы реализован.

Как проходила научно-исследовательская работа в архивах? Какие уникальные материалы удалось обнаружить?

Нам помогла работа архивиста Дмитрия Ермолаева и научные изыскания студентки Марии Манторовой и ее руководителя Павла Чунина, также Кирилл и Елизавета Бобровы много занимались данной темой. Да, каких-то грандиозных открытий не случилось, так как в мурманском архиве всё-таки мало свидетельств по нашей теме, архив «Всехудожника» и «Художественного фонда» не здесь, но, к счастью, нашлись хорошие снимки и газетные статьи, подтверждающие существование и расположение скульптур в конкретных местах. И стоит сказать, что виртуальные доступы к государственным архивам России открывают двери для таких исследователей, как мы. Я лично очень вдохновилась этим проектом и хочу ещё поискать информацию. Если удастся что-то ещё обнаружить, мы обязательно добавим это на наш сайт. Информация будет актуальной.

Какие технологии используются для воссоздания скульптур? Почему решили обратиться к 3D-моделированию и 3D-печати?

Мы воссоздаём то, что осталось только на нечётких ретроснимках, поэтому нам, конечно, нужны были скульпторы, которые обладают знаниями в области анатомии мужчин, женщин и детей.

Перед глазами у нас был пример проекта, реализованного в Мурманском арктическом университете «Прикоснуться к Арктике». Там барельефы делали художники из скульптурного пластилина и затем отливали гипсовые макеты. Узнав стоимость технологии, мы решили использовать 3D-моделирование – получилось чуть дешевле. В этом случае мы всегда можем оперативно внести правки. Также благодаря 3D-печати все объекты вышли прочными и лёгкими, что немаловажно при их перевозке из Санкт-Петербурга в Мурманск.

Как проходило сотрудничество со скульпторами Ренатом и Владиславой Давлетшиными? Каковы были основные этапы их работы? Они сразу откликнулись?

Я случайно познакомилась с основателями галереи DA’s Art Depot во ВКонтакте: удачно ответила на вопросы в их конкурсе в социальной сети и получила призы, после чего завязались наши дружеские отношения на расстоянии. Они тоже подавали заявку иной на грант, условием которого было проведение выставки после всероссийского конкурса, музей эту идею поддержал.

Организаторы галереи Дарья Газарян и Олег Калитеня заинтересовались нашим проектом, сделали смету по моему запросу и выразили желание принять участие. Ренату и Владиславе, состоявшим в этой галерее, тоже показался проект интересным. Я приехала в их петербургскую мастерскую и представила то, что у нас было на тот момент, а потом мы периодически общались на онлайн-встречах, где художники и искусствоведы вместе дискутировали на тему «участи» искусства и реализма, в частности.

После заключения договора мы передали все материалы через облачный сервис и ребята приступили к 3Д-моделированию, никаких проблем не возникало, все оперативно, всегда на связи. Сейчас они работают над печатью объектов, позже покроют их слоем акриловой краски, чтобы скульптуры были похожи на классические. Конечно, мы будем публиковать фотографии из мастерской скульпторов.

На фотографии можно увидеть начало процесса 3D-печати скульптур. Далее происходит соединение основы и более хрупких и тонких, маленьких частей (рук, ног, мячей)

Какие отзывы вы получили по итогам проведённых мероприятий?

Вообще вся эта история с восстановлением скульптур вызвала резонанс в соцсетях и на порталах СМИ. Как минимум два раза местная телекомпания ТВ-21 снимала сюжет о проекте. Мы выходили на радио с авторами. Нас просили приехать на ГТРК «Мурманск». Параллельно новости о наших мероприятиях расходились по группам Вконтакте, где в комментариях наша идея бурно обсуждалась.

Как отреагировала публика на презентацию проекта во время «Ночи музеев-2025»?

Презентация проекта длилась в общей сложности два часа. В таком формате к нам успело подойти достаточно много человек. К мероприятию мы подготовили раздаточный материал в виде открыток с ретроснимками и указанием мест расположения монументов, чтобы люди могли забрать их себе на память. У нас получилось подогреть интерес публики, я считаю. Помимо информации об авторах монументов, мы ещё рассказали про образы скульптурных групп в произведениях мурманских художников и показали интервью, которое провела как раз студентка Мария Манторова. Сам формат «Ночи музеев» хорош для рассказа о новых проектах и идеях, так как во время Всероссийских акций в музее всегда большая проходимость – несколько тысяч человек. Думаю, мы повторим подобное мероприятие в ноябре, но уже с наличием самих объектов в уменьшенном формате в зале художественного музея.

Какие следующие шаги запланированы в рамках «СкульптурNO!»? Когда можно ожидать завершения работы над всеми скульптурами?

Печать скульптур завершится к середине августа. В Мурманск планируется их отправить 25 августа, после чего мы будем готовить экспозицию в одном из залов, делать этикетки к ним и баннер. Возможно, потом мы расставим скульптуры по всему музею. Такое часто практикуется, например, в Эрмитаже распределили по выставочным залам среди классического искусства предметы современного искусства после проведения арт-биеннале «Манифеста 10».

Сейчас мы заканчиваем работу над наполнением сайта и начинаем записывать голос Сони Баженовой для «скульптурных историй» — это то, как могли сами статуи говорить от своего имени о городе Мурманске тех времен и его жителях. 17 сентября планируется презентация готового проекта, в октябре – проведение демонстрационного мастер-класса по созданию скульптурного портрета. А еще мы дополнительно будем подключать волонтёров — молодёжь из Арктического университета, Колледжа искусств и других образовательных учреждений. Достойным завершением проекта нам видится какое-то мероприятие в рамках акции «Ночь искусств» 4 ноября в музее. Вот такие планы на ближайшее будущее.

Где и как будут представлены воссозданные скульптуры? Будут ли они доступны для просмотра онлайн?

Мини-версии скульптур будут доступны с сентября в Мурманском областном художественном музее и на сайте проекта. Онлайн можно будет ознакомиться с текстами и прослушать истории: каждая скульптура сама расскажет о том, что она видела в определённый исторический момент, когда возвышалась над улицами города. Нам показалось это интересным ходом.

Есть ли планы по расширению проекта — например, включение новых объектов или сотрудничество с другими городами?

Мы размышляли о том, что было бы здорово, если бы одного из наших авторов пригласили рассказать об анималистике в пространстве города, так как эта тема соседствует с нашей. Но вот по поводу включения большего количества объектов в маршрут и сотрудничества с другими городами у нас пока нет мыслей.

Что лично для вас стало самым запоминающимся моментом в работе над проектом на данный момент?

Трудно выделить что-то одно, так как для меня всё очень важно и волнительно. Это мой первый опыт руководства, с постоянным ощущением груза ответственности. Но такого рода трудности помогают посмотреть на какие-то привычные вещи с другого ракурса, открывают путь к новым знакомствам и решениям, которые могут стать заделом для следующих проектов.

Эмоции людей — это, пожалуй, самое ценное и запоминающееся. Я никогда сильно не упрощаю материал на экскурсиях, но всё равно вижу интерес в глазах экскурсантов, даже когда мурманская погода вносит свои коррективы и вынуждает перенести рассказ в музей, люди слушают с большим интересом.

Как вы считаете, какой вклад «СкульптурNO!» внесёт в культурную жизнь Мурманска и его жителей?

Никогда не знаешь, чем точно всё обернётся, но, тем не менее, мы надеемся внести вклад в развитие художественного вкуса горожан разных возрастов. Молодёжь Мурманска пока недостаточно интересуется культурным кодом города, его историческим обликом. Рядовой мурманчанин зачастую рад арт-объектам, которые не обладают, так скажем, высокой художественной ценностью.

На аттестациях гидов-экскурсоводов нередко вижу, что никто толком не включает в экскурсионные маршруты произведения монументального искусства или не говорят об архитектуре, скульптуре, думаю, это происходит по причине малой осведомленности об этой теме. Здесь мне видится большой потенциал – возможность разнообразить то, каким каждый из нас воспринимает привычный и уже «до боли знакомый» город Мурманск.